Поделиться

понедельник, 28 ноября 2016 г.

Синестезия

Сегодня мы будем говорить о такой особенности человеческого восприятия, как синестезия.

Синестезия - это очень редкий и интересный вариант работы нашего восприятия, когда происходит смешение нескольких модальностей: зрения и слуха, вкуса и эмоций и т.д.

Этот текст - конспект (с моими дополнениями) главы про синестезию из книги известного психофизиолога Вилейанура Рамачандрана "Мозг рассказывает что делает нас людьми".


Читаем текст во вкладке:

 




Что из себя представляет синестезия?

Вот очень наглядное описание от автора:

"Каждый раз, когда Франческа закрывает глаза и ДОТРАГИвается до чего- нибудь, она испытывает яркую эмоцию. Джинса - глубокая печаль. Шёлк - умиротворённость и покой. Апельсиновая корка - шок. Воск - замешательство. Иногда она чувствует тончайшие оттенки эмоций. Прикосновение к наждачной бумаге с зерном № 60 вызывает чувство вины, а с зерном № 120 - «будто говоришь ложь во спасение».

А Мирабель ощущает цвет всякий раз, когда видит цифры, даже если они напечатаны чёрным шрифтом. Вспоминая номер телефона, она представляет спектр цветов, соответствующих цифрам в её мысленном представлении, и начинает считывать одну цифру за другой, исходя из тех цветов, что она видит. Это сильно облегчает ей запоминание телефонных номеров.

Когда Эсмеральда слышит ноту до диез, извлекаемую из фортепиано, она видит синий цвет. Другие ноты отчётливо вызывают в её воображении другие цвета настолько непохожие друг на друга, что разные клавиши фортепиано в действительности являются для неё разными закодированными цветами, позволяющими легко запомнить и сыграть музыкальные партии."
Представляете, как ярок, интересен и необычен этот мир? Эти люди ощущают цвета на вкус, видят звуки, слышат формы, ощущают эмоции тысячами различных сочетаний.

Какие бывают синестезии?
  • Графемо-цветовая - окрашивание букв или цифр в цвета. При этом для данного человека каждая цифра или буква обладает конкретным неизменяемым цветом. 
Одна писательница, наделенная этой особенностью, в детстве поделилась со своим отцом следующим наблюдением: «Я поняла, чтобы сделать „R“, мне нужно сначала написать „P“, а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку»
  • Хроместезия - объединение звуков и цветов. Так называемый цветной слух. Это когда конкретная тональность ассоциируется с конкретным цветом, а представление цвета вызывает в голове соответствующий цвету звук.
  • Акустико-тактильная синестезия - возникновения ощущений в конкретных частях тела при прослушивании определенных звуков.
  • Лексико-гастическая (вкусовая) синестезия - это ещё одна редкая форма синестезии, при которой у человека появляются вкусовые ассоциации от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и чувствовать вкус шоколада.
 Вот еще несколько разновидностей синестезий:
  • Эмоционально-цветовая
  • Звуковысотно-цветовая
  • Ольфакторно (обонятельно)-цветовая
  • Оргазмо-цветовая
  • Эмоциональньно-гастическая (вкусовая)
  • Эмоциональньно-болевая
  • Эмоциональньно-обонятельная
  • Звуковысотно-гастическая (вкусовая)
  • Тактильно-эмоциональная 
И это далеко не все известные формы синестезии. Вообще по некоторым исследованиям в разных формах синестезия может встречаться у 4% населения!

Чаще всего синестеты не говорят никому, что у них есть такая особенность, так как боятся, что их посчитают ненормальными. И правильно делают. О феномене синестезии знают не так много людей, и даже среди психологов/психиатров/врачей далеко не все с этим феноменом знакомы, а если и знакомы, то иногда относят это к разряду болезней. Относительно недавно был случай, когда одной девушке начали давать препараты, которые дают при шизофрении, чтобы она избавилась от этих "галлюцинаций" и родителям стоило большого труда собрать факты и убедить врачей, что синестезия - это не болезнь.

Так что синестеты пока вынуждены молчать о своих особенностях, так как проблемы им обеспечены.
 
Дальше привожу еще один интересный отрывок из книги Рамачандрана:
"- Каждую цифру я вижу в особом цвете. 5 всегда имеет оттенок бледнокрасного, 3 - синий, 7 ярко – кроваво – красный, 8 - жёлтый, а 9 - бледно – зелёный.

Я схватил фломастер и блокнот, лежавшие на столе, и нарисовал большую цифру 7.

- Что вы видите?
- Ну, это не совсем чистая семёрка. Но она выглядит красной… я вам говорила об этом.
- Теперь я предлагаю вам хорошенько подумать, прежде чем вы ответите на следующий вопрос. Вы действительно видите красный? Или вы только думаете о красном, или эта цифра заставляет вас представить себе красный… как образ в памяти? Например, когда я слышу «Золушка», я вспоминаю молодую девушку, или тыкву, или кучера. Это то же самое? Или вы буквально видите цвет?
- Это сложно описать. Это то, о чем я часто спрашиваю себя. Я полагаю, что я действительно вижу его. Цифра, которую вы нарисовали, для меня выглядит именно красной. Но я также вижу, что она на самом деле‑то чёрная или я бы сказала, что я знаю, что она чёрная.

Я решил дать Сьюзен несколько простых тестов и задать несколько вопросов.
Я нарисовал в блокноте большую римскую цифру VII и показал ей:

- Что вы видите?
- Я вижу, что это семёрка, но она выглядит чёрной ни следа красного. Я всегда это знала. С римскими цифрами такого не происходит.
- Хорошо, сказал я. Теперь закройте глаза и покажите мне ваши ладони.

Я нарисовал цифру 7 на её ладони.

- Что я нарисовал? Ну‑ка, давайте я повторю
-Это семёрка!
-Она цветная?
-Нет, вовсе нет. Давайте я скажу по – другому: я изначально не вижу красного цвета, даже когда «чувствую», что это 7. Но, когда я зрительно представляю себе цифру 7, она выглядит окрашенной в красный цвет
- Хорошо, Сьюзен, а что, если я скажу «семь»? Ну‑ка, попытаемся: «Семь, семь, семь
- Сначала она не была красной, но затем я стала чувствовать красный… Сперва я начала представлять себе форму цифры 7, а затем я увидела красный, но не раньше

Подчинившись внезапному порыву, я сказал:

- Семь, пять, три, два, восемь. Что вы увидели теперь, Сьюзен?
- Боже мой… Это очень интересно. Я вижу радугу!
- Что вы имеете в виду?
- Ну, я вижу соответствующие цвета, разворачивающиеся передо мной наподобие радуги, с цветами, соответствующими цифрам, которые вы произносите вслух. Какая милая радуга.
- Ещё один вопрос, Сьюзен. Посмотрите ещё раз на рисунок цифры 7. Видите ли вы цвет точно в самой цифре, или он распространяется вокруг неё?
- Я вижу его точно в самой цифре
- Как насчёт белой цифры на чёрной бумаге? Вот она. Что вы видите?
- Она даже значительно более чистого красного цвета, чем чёрная цифра. Не знаю почему
- Как насчёт двузначных чисел?

Я нарисовал жирное число 75 в блокноте и показал ей. Начнёт ли её мозг смешивать цвета? Или увидит совершенно новый цвет?

- Я вижу каждую цифру в соответствующем ей цвете. Но я это часто замечала сама. Только если цифры не стоят слишком близко друг к другу.
- Отлично, давайте попробуем. Вот, 7 и 5 очень близко друг к другу. Что вы видите?
- Я по – прежнему вижу их в их цветах, но они как будто «борются» или нейтрализуют друг друга; они кажутся более тусклыми.
- А что, если я нарисую 7 чернилами неправильного цвета?

Я нарисовал зеленую цифру 7 в блокноте и показал ей.

- Фу! Отвратительно. Она раздражает, как будто что‑то не так. Я, конечно, не смешиваю реальный цвет с тем цветом, что вижу в уме. Я вижу оба цвета одновременно, но это выглядит омерзительно"
Как определить, что синестетики - не просто фантазеры, а действительно испытывают то, о чем говорят?

Когда мы говорим о синестезии, мы прежде всего говорим о явлении сознания. Мы не можем наблюдать синестезию со стороны, а значит для психологиии отдельным вопросом стоит вопрос о том, как проверить подлинность показаний человека? Вдруг он просто хочет привлечь к себе внимание?

В случае конкретных разновидностей синестезии способы проверки могут быть разные.




Например, данный тест используется только для проверки цветографемных синестетов, то есть тех, кто видит буквы или цифры в определенном цвете. Обычный человек потратит достаточно много времени на то, чтобы выделить фигуру треугольника из цифр 2, а синестет сможет сделать это мгновенно, так как видит цифры в цвете и цвет помогает увидеть расположение двоек отдельно от общего фона из пятерок.





 А в этом отрывке автор говорит еще об одной интереснейшей форме синестезии и еще об одном способе проверить реальность содержания самоанализа людей.


"Одной из первых «пациенток», которую мы начали систематически обследовать в поисках очевидных доказательств реальности синестезии, была Франческа. Она была той самой женщиной, которая утверждала, что с самого раннего детства испытывала живейшие эмоции, когда прикасалась к различным материалам. Но как мы можем проверить истинность её заявлений? Возможно, она была просто очень эмоциональной особой и просто с большим удовольствием говорила об эмоциях, которые вызывают у неё разные предметы.
Мы подсоединили её к омметру, чтобы измерить КГР (показатели кожно-гальванической реакциии - проще говоря, прибор, измеряющий электрическое сопротивление кожи. Чем более влажная кожа (а потеет кожа при усилении эмоций), тем выше электрическая проводимость). Это устройство постоянно измеряет микроскопическое потоотделение, вызываемое колебанием уровня эмоционального возбуждения. Человек может на словах притворяться или даже подсознательно ввести себя в заблуждение относительно того, как и что вызывает в нем чувства, КГР же немедленно и автоматически все замечает. Когда мы измеряли КГР у рядовых испытуемых, которые прикасались к поверхностям с разной шероховатостью, таким как вельвет или линолеум, становилось очевидно, что они не испытывали никаких эмоций. Но с Франческой все обстояло иначе. Если материалы, как она говорила, вызывали у неё сильные эмоциональные реакции, такие, как страх, или тревога, или разочарование, то её тело давало сильнейший всплеск КГР. Когда она прикасалась к материалам, которые вызывали у неё, по её словам, чувство теплоты и расслабленности, изменения электрического сопротивления кожи не было. Поскольку невозможно подделать показания КГР, это дало нам твёрдое доказательство того, что Франческа говорила правду."
Ну и еще один фантастический пример синестезии и интересное решение по проверке подлинности самонаблюдения.
Недавно мы столкнулись со студентом, Робертом. Обычно он видел цветовой ореол вокруг лица, но в состоянии опьянения ему казалось, что цвет становился более интенсивным и распространялся по всему лицу целиком. Чтобы проверить, говорит ли Роберт правду, мы провели небольшой эксперимент. Я попросил его пристально вглядеться в нос изображённого на фотографии студента из другого колледжа, и спросил, какой цвет Роберт видит вокруг его лица. Роберт ответил, что ореол вокруг студента был красным. Затем я стал давать быстрые зеленые и красные вспышки в разные части ореола. Взгляд Роберта немедленно реагировал на зеленые точки и только изредка на красные; в действительности он пожаловался, что не видел красные точки вообще. Это неопровержимо свидетельствует о том, что Роберт на самом деле видел ореолы: на красном фоне зеленое будет выделяться, в то время как красное будет едва заметным.
Чтобы напустить таинственности, следует добавить, что Роберт страдает синдромом Аспергера, интеллектуально сохранной формой аутизма.Ему очень сложно понимать людей и «считывать» их эмоции. Ему приходится прибегать к интеллектуальным выводам из контекста, но не интуитивно, как сделало бы большинство из нас. И каждая эмоция вызывала у него конкретный цвет. Например, злость была голубой, а гордость красной. Родители с раннего возраста учили его ориентироваться на эти цвета, чтобы иметь стройную систему эмоций и компенсировать его недостаток. Интересно, что, когда они показывали мальчику высокомерное лицо, он говорил, что оно «фиолетовое и, следовательно, высокомерное». (Позднее до нас дошло, что фиолетовый это смесь красного и синего, вызванные гордостью (которую Роберт видел красной) и капористостью (Роберт видел ее синей)), которые в комбинации дают фиолетовый.
Отчего же возникает синестезия?

Синестезия возникает в следствии одного врожденного изменения в структуре головного мозга - сращивании соседствующих областей. К примеру, в мозге зона, связанная с цветовым восприятием очень плотно прилегает к зоне, которая важна для оперирования цифрами. В следствии врожденных изменений количество нейронных связей между этими зонами увеличивается и возбуждение одной зоны ведет за собой возбуждение и второй, поэтому при таком положении дел человек всегда испытывает данные ощущения как парные. В пользу этой теории говорит то, что при приеме многих наркотических препаратов (а наркотики, как мы знаем, ускоряют обменные процессы в центральной нервной системе до патологического уровня) человек иногда начинает испытывать синестезию, а при приеме сильных антидепрессантов (которые замедляют эти процессы), наоборот - синестезия может исчезнуть даже у тех, у кого она есть от рождения. Были даже случаи, когда люди отказывались от приема антидепрессантов, чтобы не лишаться синестезии.

Ну и напоследок привожу цитату из автобиографической книги Владимира Набокова, который тоже, с очень высокой вероятностью, был синестетом.

"…В зеленой группе имеются ольховое £ незрелое яблоко р и фисташковое t. Зелень более тусклая в сочетании с фиалковым вот лучшее, что могу придумать для w. Жёлтая включает разнообразные е да i, сливочное d, ярко – золотистое у и и, чьё алфавитное значение я могу выразить лишь словами «медь с оливковым отливом». В группе бурой содержится густой каучуковый тон мягкого g, чуть более бледное j и h коричневожелтый шнурок от ботинка. Наконец, среди красных, Ь имеет оттенок, который живописцы зовут жжёной охрой, m как складка розоватой фланели, и я все‑таки нашёл ныне совершённое соответствие v «розовый кварц» в «Словаре красок» Мерца и Пол"
(Память, говори. 1966.Пер. с англ. С. Ильина)

Комментариев нет:

Отправить комментарий