Привет всем!
Сегодня мы продолжим обсуждение темы защитных механизмов, начатое в прошлой статье. Первую часть можно почитать тут.
Часть 2:
Суть работы защитных механизмов.
Представьте себе здоровую руку. Теперь представьте, что мы обжигаем руку огнем и ей сразу же становится больно. Теперь опускаем ее в воду температуры тела – рука практически ничего не чувствует. Теперь начинаем поглаживать руку – ей становится приятно. Здоровая рука имеет способность к дифференцировке ощущений. А теперь представьте раненую руку. К открытой ране мы поочередно прикладываем все 3 раздражителя: огонь, воду и поглаживание. Рука независимо от приятности раздражителя отвечает болью. А теперь представьте, что рука – это душа.
Дальше читаем во вкладке:
Алла Семеновна Спиваковская на одной из лекций привела в пример это потрясающее сравнение. Человек с больной душой не может спокойно соприкасаться с миром, в его душе нет покоя. Пример той же Спиваковской: если здоровый человек проходя мимо смеющейся компании порадуется за них, то больной человек разозлится, так как подумает что смеются над ним. Но мне кажется, что к словам Спиваковской можно добавить еще один важный момент. Судя по ее лекционным словам, основными проблемами человека являются защитные стереотипы общения и поведения. Так, есть стереотип обвинителя, жертвы, компьютера-рационализатора и т.д. По словам Спиваковской, мы должны отслеживать в своем поведении эти стереотипы и избавляться от них.
Но следует задать вопрос, защитные механизмы от чего? От боли? Но что вызывает боль? Ведь в человеке есть что-то, что не дает ему спокойно жить и что вынуждает его применять в поведении эти защитные стереотипы.
Если продолжить сравнение Спиваковской, то можно сказать, что защитные механизмы выполняют роль пластыря, который не дает ране напрямую соприкасаться с окружающей действительностью, чтобы уменьшить боль. Осознание своих защитных механизмов помогает понять, что у тебя есть рана, которую надо лечить. А что же из себя представляет сама рана? Сама рана – это та внутренняя проблема, дисгармония, с которой человек не смог справиться. В христианской терминологии это корректней всего назвать страстью (не в смысле физического желания, а в смысле чрезмерного, неуправляемого влечения к чему-либо. Это может проявляться в чрезмерном акценте на деньгах, на еде, на алкоголе, на удовольствиях, на своем социальном положении, на себе и т.д.), в психологической терминологии это можно назвать зависимостью. Проблема, дисгармония, страсть, зависимость, акцентуация - в данном случае это не синонимы, а скорее друг друга дополняющие понятия, которые при этом не покрывают все поле феноменов, приводящих к появлению защитных механизмов.
Но важно одно: дисгармония жжет человека изнутри, она не дает ему действовать свободно, чувствовать свободно, парализует волю, заставляет неадекватно воспринимать происходящее вокруг, постоянно проявляется в болевых реакциях на внешние события. Эта боль и заставляет человека клеить пластырь, искать такие пути, которые помогут избежать соприкосновение с собственной дисгармонией, выгнать ее из сознания и забыть о ней. Человек, убегая от боли, начинает бежать от самого себя настоящего при помощи этих защитных механизмов, которые не дают ему действовать, как бы он действовал будучи здоровым.
Поэтому осознание своих защитных механизмов нужно не само по себе, оно помогает обнаружить корень своей боли, по защитным механизмам человек может увидеть от чего он защищается и что приносит ему боль. А осознание - это уже большой шаг на пути к преодолению.
Осознание своих защитных механизмов и борьба с ними. В чем риски?
Безусловно, бороться с защитными механизмами в конечном итоге нужно, так как это прилично облегчит жизнь. Но первое, что я должен сделать, это предупредить, в данном вопросе необходимо быть очень осторожным. Если вы уже имеете настолько развитые защитные механизмы, что задумались об их существовании/они начали вам мешать/порождать барьеры при взаимодействии с другими людьми, то уже как минимум 1 раз противостояние с источником дисгармонии вами было проиграно. Как минимум 1 раз, встретившись с ним лицом к лицу, было принято бессознательное решено, что лучше с этим больше не сталкиваться. Нужно постараться адекватно оценить свои силы, сможете ли самостоятельно остановить кровотечение, если отклеите пластырь, или все же лучше это сделать под присмотром специалиста (психолога).
Ну а если вы уверены, что психолог - не ваш путь, если решили работать с этим самостоятельно, то тогда переходите по ссылке сюда. Ввиду объемности материала рассказ о том, в чем сложность самостоятельной борьбы с защитными механизмами и как это можно осуществить пришлось выделить в отдельную статью.
До встречи!
Сегодня мы продолжим обсуждение темы защитных механизмов, начатое в прошлой статье. Первую часть можно почитать тут.
Часть 2:
Суть работы защитных механизмов.
Представьте себе здоровую руку. Теперь представьте, что мы обжигаем руку огнем и ей сразу же становится больно. Теперь опускаем ее в воду температуры тела – рука практически ничего не чувствует. Теперь начинаем поглаживать руку – ей становится приятно. Здоровая рука имеет способность к дифференцировке ощущений. А теперь представьте раненую руку. К открытой ране мы поочередно прикладываем все 3 раздражителя: огонь, воду и поглаживание. Рука независимо от приятности раздражителя отвечает болью. А теперь представьте, что рука – это душа.
Дальше читаем во вкладке:
Алла Семеновна Спиваковская на одной из лекций привела в пример это потрясающее сравнение. Человек с больной душой не может спокойно соприкасаться с миром, в его душе нет покоя. Пример той же Спиваковской: если здоровый человек проходя мимо смеющейся компании порадуется за них, то больной человек разозлится, так как подумает что смеются над ним. Но мне кажется, что к словам Спиваковской можно добавить еще один важный момент. Судя по ее лекционным словам, основными проблемами человека являются защитные стереотипы общения и поведения. Так, есть стереотип обвинителя, жертвы, компьютера-рационализатора и т.д. По словам Спиваковской, мы должны отслеживать в своем поведении эти стереотипы и избавляться от них.
Но следует задать вопрос, защитные механизмы от чего? От боли? Но что вызывает боль? Ведь в человеке есть что-то, что не дает ему спокойно жить и что вынуждает его применять в поведении эти защитные стереотипы.
Если продолжить сравнение Спиваковской, то можно сказать, что защитные механизмы выполняют роль пластыря, который не дает ране напрямую соприкасаться с окружающей действительностью, чтобы уменьшить боль. Осознание своих защитных механизмов помогает понять, что у тебя есть рана, которую надо лечить. А что же из себя представляет сама рана? Сама рана – это та внутренняя проблема, дисгармония, с которой человек не смог справиться. В христианской терминологии это корректней всего назвать страстью (не в смысле физического желания, а в смысле чрезмерного, неуправляемого влечения к чему-либо. Это может проявляться в чрезмерном акценте на деньгах, на еде, на алкоголе, на удовольствиях, на своем социальном положении, на себе и т.д.), в психологической терминологии это можно назвать зависимостью. Проблема, дисгармония, страсть, зависимость, акцентуация - в данном случае это не синонимы, а скорее друг друга дополняющие понятия, которые при этом не покрывают все поле феноменов, приводящих к появлению защитных механизмов.
Но важно одно: дисгармония жжет человека изнутри, она не дает ему действовать свободно, чувствовать свободно, парализует волю, заставляет неадекватно воспринимать происходящее вокруг, постоянно проявляется в болевых реакциях на внешние события. Эта боль и заставляет человека клеить пластырь, искать такие пути, которые помогут избежать соприкосновение с собственной дисгармонией, выгнать ее из сознания и забыть о ней. Человек, убегая от боли, начинает бежать от самого себя настоящего при помощи этих защитных механизмов, которые не дают ему действовать, как бы он действовал будучи здоровым.
Поэтому осознание своих защитных механизмов нужно не само по себе, оно помогает обнаружить корень своей боли, по защитным механизмам человек может увидеть от чего он защищается и что приносит ему боль. А осознание - это уже большой шаг на пути к преодолению.
Осознание своих защитных механизмов и борьба с ними. В чем риски?
Безусловно, бороться с защитными механизмами в конечном итоге нужно, так как это прилично облегчит жизнь. Но первое, что я должен сделать, это предупредить, в данном вопросе необходимо быть очень осторожным. Если вы уже имеете настолько развитые защитные механизмы, что задумались об их существовании/они начали вам мешать/порождать барьеры при взаимодействии с другими людьми, то уже как минимум 1 раз противостояние с источником дисгармонии вами было проиграно. Как минимум 1 раз, встретившись с ним лицом к лицу, было принято бессознательное решено, что лучше с этим больше не сталкиваться. Нужно постараться адекватно оценить свои силы, сможете ли самостоятельно остановить кровотечение, если отклеите пластырь, или все же лучше это сделать под присмотром специалиста (психолога).
Ну а если вы уверены, что психолог - не ваш путь, если решили работать с этим самостоятельно, то тогда переходите по ссылке сюда. Ввиду объемности материала рассказ о том, в чем сложность самостоятельной борьбы с защитными механизмами и как это можно осуществить пришлось выделить в отдельную статью.
До встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий