Поделиться

понедельник, 28 марта 2016 г.

Франкл человек в поисках смысла содержание

Наткнулся на обзор (нарезки наиболее понравившихся моментов) книги Виктора Франкла "Человек в поисках смысла", сделанный во время подготовки к сдаче монографии в университете. Перечитал, решил, что кому-нибудь может быть полезно.

Обзор

Современные отношения между мужчиной и женщиной.
  • Женщина постарается приложить максимум усилий, чтобы с помощью косметики скрыть свои личные качества, чтобы с большей вероятностью дать мужчине то, чего он ищет, - тот тип, который мужчина предпочитает. Современная женщина полностью поглощена своим внешним видом. Она хочет, чтобы ее взяли, но не хочет, чтобы ее взяли всерьез, приняли за того, кем она является  на самом деле. Современная женщина хочет быть безликой и воплощать в себе наиболее модный в данное время тип. Она хочет пользоваться спросом на рынке эротического (эротич-е отношение по Франклу – отношение, которое уже направлено не только на физическую сущность партнера, но и на какие-то его психологические особенности, но еще не проникает в сердце другого человека) тщеславия. Делая это, она неминуемо изменяет себе, своему настоящему «Я».
  • Любое типичное ухаживание, флирт неосознанно игнорирует внутреннее содержание партнера. Своеобразие и неповторимость партнера упускается при контакте подобного рода. Люди, увлекающиеся такими отношениями, убегают от обязательств настоящей любви, от истинной связи с партнером, потому что такая связь как раз и влечет за собой ответственность.
Дальше читаем по ссылке:

 
Франкл, мужик, прошедший концлагеря, создатель логотерапии. Логотерапия – разновидность психотерапии. Цель логотерапии - оказание помощи людям, страдающим «экзистенциальным вакуумом» (потеря смысла жизни). В его книге есть хорошие идеи (например приведенные выше) и теме ответственности человека уделяется значительное место. «Свобода, лишенная ответственности, выражается в произвол». Еще он шутит, что статуя Свободы, стоящая на восточном побережье США должна дополняться на западном побережье статуей Ответственности.

Он говорит, что в лагере Терезиенштадт за период 24.02.41 – 31.08.44 из 32 647 смертей число самоубийств составило лишь 259. Он делает вывод, что у всех людей есть то, что помогает найти смысл жизни и страданий вне зависимости от религиозности человека, его моральных качеств и т.д. Пытаясь найти это «то», он оформляет кучу хороших и полезный утверждений:

Франкл о смысле жизни:
  • Удовольствие не должно являться целью наших стремлений. Удовольствие - это всего лишь следствие их удовлетворения.
  • Человек, справляющийся с задачами, которые ставит перед ним общество или его семья, более «велик», чем «великий» государственный деятель, вершащий судьбы миллионов росчерком пера, но чьи безнравственный решения несут в себе зло.
  • Выступая против эвтаназии, он говорит, что смерть человека является неотъемлемой частью его жизни, итогом жизни, до последнего мгновения наполняя ее смыслом.
  • Говоря о самоубийцах, высказывает мнение, что самоубийца твердо убежден, что для него это является единственным выходом, но на самом деле никто не знает, верно ли и объективно ли оценена ситуация и что ему преподнесет следующее мгновение жизни. Здесь он опять говорит об ответственности за свою жизнь, о необходимости «искупления», перенесения страданий в той мере, в которой он причинил его другим людям, возможности чего лишает человека самоубийство.
  • Человек ответственен за реализацию своих целей и возможностей, так как из-за уникальности человека никто не сможет сделать это за него.
О смысле жизни и смерти человека:
  • Если бы человек жил бескнечно, у него бы не было ответственности перед каждым моментом за реализацию этого момнта, и только смерть накладывает на человека данную ответственность.
  • Быть человеком, означает быть свободным, потому что независимо от ситуации, в которую попадает человек, он всегда имеет выбор: брать или не брать на себя ответственность. То же с влечениями, человек может принять их, а может отвергнуть.
Смысл страданий человека:
  • Удовольствие не делает жизнь человека более осмысленной, а отсутствие удовольствия не умаляет ее смысла.
  • Страдание помогает человеку осознать, чего не должно быть.
  • До тех пор, пока мы способны к страданию, мы живы духовно.
Ценность и смысл труда:
  • Важно не то, какая работа выполняется человеком, важно то, как она выполняется.
  • Стоящего неподвижно обходят, довольный собой – потерян.
Готовясь к сдаче монографии по этой книге, мне становится немного жалко Франкла. Он изо всех сил пытается найти то, за что может зацепиться человек, которому действительно не за чем жить. Ставя себя на место такого человека, я понимаю, что все эти доводы не значат ничего. Возможно, эта логотерапия имеет хорошие результаты как профилактика ноогенного невроза, но проблема в том, что человек, которому больше незачем жить, ни будет никому об этом говорить, а просто пойдет и выбросится из окна. А если кто-то начинает искать помощи и поддержки, значит, у него есть желание жить и ему можно помочь и без логотерапии, хотя она лишней не будет.

Но самое главное, Франкл постоянно говорит об ответственности за отношения с людьми, за решения, за жизнь, за реализацию ценностей, за смерть, но во всей книге я не нашел ответа, перед кем или чем человек должен нести ответственность. Если мне незачем жить, я плюну на все эту ответственность, потому что лично мне хуже уже не будет от моей смерти, а метафизические разговоры о том, что каждая реализованная ценность живет вечно и напоминает обо мне, чаще всего становятся бредом.

Как вывод могу сказать, что только религия может в полной мере наполнить жизнь смыслом по двум простым причинам: религия определяет, перед кем человек должен нести ответственность и смерть не является концом жизни, как следствие и от ответственности смерть не избавляет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий