воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Догвиль


Больше всего на недостатки людей обращает внимание тот человек, который всеми силами их (людей) ненавидит, либо тот, кто сам является не очень хорошим человеком. А если к этому добавить режиссерский талант, то мы получим гений Ларса фон Триера. По его собственному признанию, прототипами его героев становится он сам или его друзья, помимо всего прочего, он с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру и сам по убеждениям является нацистом. В общем, человек он, судя по всему, так себе.
Лично для меня каждый его фильм (из тех, которые я видел) - это энциклопедия человеческих недостатков, причем многие из этих недостатков практически никогда не обсуждаются, не озвучиваются, не рефлексируются, да и не замечаются. Фон Триер - очень тонкий наблюдатель.

Догвиль - фильм-схема. Там нет ни декораций, ни комнат, ни деревьев, актеры ходят по нарисованным тропинкам, открывают невидимые двери, потому что ничего не должно отвлекать внимания от актерской игры, а сам фильм должен восприниматься как схематичное представление самой жизни. Фон Триер как бы говорит, что то, что мы видим - это не история про какого-то Тома и Грейс - это история про всех нас.

Множество сюжетов, диалогов, реакций, которые мы видим в фильме - это отсылки к нашим психологическим механизмам, за рассказом о героях скрывается рассказ о нас, и поскольку о фильме можно говорить очень долго, я дам только психологическую интерпретацию Догвиля. То есть буду говорить только о том, что, как мне показалось, фон Триер пытался сказать о нас, а не о героях.

Продолжение читаем во вкладке:



    1. Мы все стараемся выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле, но самое главное, что чаще всего мы действительно считаем, что являемся такими, как выглядим.

Город Догвиль - это сообщество очень приятных людей, не лишенных небольших и в чем-то даже милых недостатков. Это высокоморальные люди, очень внимательно относящиеся к своей нравственности. Однако это не мешает каждому из персонажей за время повествования сделать что-то очень гадкое, а гадкие поступки, в свою очередь, никак не мешают персонажам продолжать заботиться о своей нравственности и чувствовать себя высокоморальными.

     2. Когда мы делаем что-то не очень хорошее, мы стараемся обставить все так, что нам самим (и другим), должно показаться, что либо этот поступок не так уж и плох, либо он справедлив, либо в этом поступке вообще виноват кто-то другой.

Иногда плохой поступок объясняется благими целями, иногда - сухим расчетом и логикой, иногда - страхом. Человек объяснил свой поступок, значит оправдал себя.

  • Чак сказал Грейс, что она сама виновата в том, что он ее хочет, так как она обманом внушила ему, что он что-то для нее значит. 
  • Бен изнасиловал Грейс, обосновав это тем, что ему просто нужна доплата за риск в той услуге, которую он ей оказывает, а поскольку у Грейс нет денег, то ей придется расплатиться натурой. Отличное оправдание.
  • Даже Том валит кражу денег на Грейс и прикрывает это тем, что так лучше для них обоих. Думаю, его виртуозное обоснование вы помните.

     3. Очень тонкое наблюдение фон Триера: иногда наши чувства дружбы, любви, симпатии не являются искренними, хотя мы на самом деле их чувствуем.

"Том испытывал по отношению к Грейс чувство власти. Она была на краю пропасти, а он ее спас. Эти чувства находили выражение в его нарождающейся любви", - это один из примеров. Том был уверен, что спас Грейс от гибели. Он был уверен, что Грейс должна быть благодарна и обязана ему за это, должна вернуть ему долг, ответить взаимностью на любую его прихоть. Веря в эту неизбежную взаимность, Том начал чувствовать любовь к Грейс, хотя, как показали дальнейших события, это были ложные чувства.

     4. Мы часто обманываем самих себя, когда правда слишком страшна. Обвиняем не того, кого нужно, ищем причины там, где их не может быть.

Убедившись в том что именно Чак домогался Грейс, а не наоборот, его жена начала относиться к Грейс еще хуже.
Когда жена Чака поняла, что он не такой уж и верный муж, как она думала, она не изменила отношения к нему, а возненавидела Грейс, которая стала причиной того, что данная неверность Чака проявилась. Да, такой вариант смещенной ненависти случается с нами часто, но часто ли мы об этом задумываемся?

    5. Еще одно очень меткое наблюдение фон Триера. Случалось ли у вас, что хорошо общаясь с каким-то человеком, вы внезапно стали замечать у этого человека слишком много раздражающих вас качеств? Триер просто невероятно тонко подметил, что не всегда мы прекращаем общение с человеком, потому что он нас начал чем-то раздражать. Бывает и наоборот, что нас начинает что-то раздражать, чтобы мы получили повод прекратить общение. Но мы практически никогда не замечаем такого тонкого эмоционального оттенка.

Вы тоже заметили, что резкое ухудшение отношений горожан к Грейс случилось после того, как до горожан дошел слух, что Грейс связана с преступлением?
Грейс связана с преступлением? А мы ее укрыли? А вдруг нам тоже попадет? Но мы ведь уже хорошо к ней относимся, нельзя же просто взять и изменить отношение. Нужно найти проступки, которые будут поводом и сделать ее саму виноватой в том, что отношение к ней ухудшилось. Давайте нагрузим ее бОльшей работой? Пусть она больше устает и больше ошибается - тогда ухудшение нашего отношения будет объяснимо.

Может быть у каждого из нас было нечто подобное? Наверное, в школе у многих была такая ситуация, когда от вашего знакомого отвернулись все одноклассники, и внезапно вам уже как-то неудобно с ним общаться. Или, может быть, вы встречаетесь с одним человеком, а вам понравился другой, и вдруг вы начали замечать, что ваш друг делает слишком много того, что вас безумно раздражает.

    6. Отношения жителей Догвиля к Грейс очень хорошо описывают законы межгрупповых отношений. Не буду говорить здесь о многочисленных исследованиях, в которых неоднократно показывалось, что мы лучше относимся к представителям той группы, к которой принадлежим сами. Это факт. Нам ближе те, кто с нами одной национальности, одной веры, одних убеждений, одного цвета кожи и так далее. Мы можем не задумываться об этом и не осознавать этого, но когда мы попадаем в стрессовую ситуацию, в ситуацию, в которой мы должны делать выбор – этот фактор всегда играет решающую роль.

Что касается ситуации в фильме Догвиль, то жители этого городка ярко чувствуют себя частью этого города, а друг друга – своими. Они не причинят «своим» боли и не делают «своим» ничего плохого, за счет этого и сами оказываются вполне неплохими людьми. Они существуют в противовес всему остальному миру и когда к ним приходит «чужой», они хоть и пытаются вести себя по отношению к нему так же как и друг по отношению к другу, но все же очевидно, что на Грейс общие правила не распространяются.

    7. Сделав гадость, мы часто начинаем быть более милы с тем человеком, которому сделали гадость. Так может проявляться чувство вины за сделанное (своеобразное высокомерное извинение).

Именно поэтому жители Догвиля стали так милы с Грейс после того, как вызвали гангстеров и решили сдать девушку.
Такое поведение – это своеобразный способ сохранить душевное равновесие: совершенный плохой поступок мы компенсируем улучшением отношения и становимся «квиты» сами с собой. Это тоже позволяет поддержать свою самооценку, позволяет не чувствовать себя плохим человеком, позволяет убедить себя, что мы делаем не только плохое, но и хорошее.

     8. Не делай человеку добра – не получишь зла, так гласит поговорка. Какой психологический механизм лежит в ее основе?

Пункт 1: Когда мы нарочито делаем человеку добро, когда мы явно показываем, что облагодетельствовали его, мы ставим человека в зависимое положение, не все хотят в таком положении оказаться.
Пункт 2: Если мы, делая это добро, нарочито показываем свою благодетельность, то мы вдобавок еще и можем показать человеку, что он хуже нас, что тоже далеко не всем нравится.

Именно поэтому существует правило, что добрые дела надо делать тайком. Грейс же своим практически идеальным поведением показала всем, что они, скажем так, до такого еще не доросли, и поэтому Грейс, согласно поговорке, получила свое зло в ответ.

    9. Одна из самых важных тем этого фильма - это тема высокомерия.

Высокомерие для фон Триера – это неотъемлемая часть любого хорошего поступка, потому что любой искренне хороший поступок требует не справедливости, а милосердия. Милосердие же для фон Триера – это высокомерие, так как тот, кто делает хороший милосердный поступок, берет на себя смелость/наглость лишить другого человека возможности ответить за свои собственные поступки по справедливости.
С другой стороны, фон Триер (по моей интерпретации) предполагает, что основная масса наших хороших поступков несут в своей основе даже не высокомерие, а просто голый расчет. Да, все действия всех героев в фильме объясняются их желанием получить совершенно конкретные выгоды. Искреннего альтруизма в фильме мы наблюдать не можем.

Я совершенно не согласен ни с этим терминологическим произволом Ларса фон Триера, ни с его отношением к альтруизму и хорошим поступкам. Но в фильме этому уделяется большое внимание, поэтому не сказать об этом не мог.


Думаю, что это далеко не все, что можно написать по данному очень глубокому фильму, но я, пожалуй, на этом остановлюсь – устал :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий